Одним из основных направлений деятельности Государственного комитета по ценовой политике – Региональная энергетическая комиссия Республики Саха (Якутия) является контроль за ростом платы граждан за коммунальные услуги, которые в интересах граждан ограничены предельными индексами, доводимыми федеральным центром.
Помимо регулирования тарифов, Госкомцен-РЭК РС(Я) также проводит ежемесячный мониторинг платежей граждан, чтобы реальный рост расходов за коммунальные услуги (в сопоставимых объемах) не превысил предельного индекса по муниципальным образованиям. По итогам данного мониторинга рост платежей граждан за коммунальные услуги сложился в рамках допустимых параметров.
Также специалисты Госкомцен-РЭК РС(Я) провели анализ достаточности торговых надбавок по всем районам в условиях изменившихся закупочных цен на продукты питания и кредитных условий банков. При анализе учитывались фактические цены на продовольствие и расходы по доставке товаров, исходя из транспортной логистики каждого района. При этом сделан вывод, что на некоторые виды продуктов по отдельным районам торговые надбавки необходимо снижать, так как надбавки устанавливаются в процентном выражении от цены закупа.
Результатом поступательного выполнения поручения президента России должно стать разделение тарифов на электроэнергию в республике с 1 июля 2016 года на северную и центральные зоны энергоснабжения. Кроме тарифов для населения, которые являются едиными по всей республике. При этом рост тарифов для населения ограничен рамками предельного индекса роста платежа граждан за коммунальные услуги, доводимого ФАС России.
Эта мера позволит снизить тарифы на электроэнергию для крупных потребителей, и таким образом сдержать резкое повышение тарифов на электроэнергию для всех потребителей республики в будущем.
Значительные изменения должны произойти в тарифном регулировании на услуги теплоснабжения. Если раньше тариф на теплоэнергию утверждался в среднем по муниципальному району, то с июля 2016 года тарифы будут утверждаться по каждому поселению.
Учитывая энергоемкость этой сферы и себестоимость выработки теплоэнергии, переход позволит существенно снизить расходы на отопление более, чем у 60% потребителей, которые в основном сконцентрированы в районных центрах и крупных поселениях республики.
Остальная часть потребителей (менее 40%) находятся по большей части в отдаленных наслегах, где у котельных низкий уровень КПД из-за высоких расходов на выработку при низком объеме реализации, и представлены в основном бюджетными учреждениями.
Чтобы учесть все риски и негативные последствия таких изменений в тарифообразовании, в Якутии была проведена соответствующая научно-исследовательская работа, которая обозначила все плюсы и минусы перехода. Вместе с тем, выработаны оптимальные решения и меры по защите от резкого роста тарифов в поселениях с дорогостоящим производством тепла.
Так, для республиканских бюджетных учреждений в наслегах, где произойдет рост тарифов на отопление за счет изменения тарифной схемы, будут предусмотрены средства на компенсацию за счет межбюджетных трансфертов. А для социально ориентированных и жизнеобепечивающих субъектов бизнеса в аналогичных поселениях будут утверждены тарифы на уровне действующих с учетом индексации.
|