3500 чашечек эспрессо на 100 километров — таков средний расход топлива у автомобиля, построенного британскими умельцами.
"Кофейный автомобиль" под названием Carpuccino был построен командой программы BBC Bang goes the theory специально к ярмарке молодых инженеров и учёных Big Bang Fair, открывшейся 11 марта в Манчестере. В качестве основы для своего шедевра британцы взяли видавший виды Volkswagen Scirocco 1988 года, купленный за четыреста фунтов (около $600). Данную модель изобретатели выбрали из-за некоторого её внешнего сходства со знаменитым DeLorean: автомобилем, который доктор Браун из трилогии "Назад в будущее" (Back to the Future) не только переделал в машину времени, но во второй части, побывав в XXI веке, снабдил её портативным реактором Mr. Fusion, вырабатывающим энергию из мусора и пищевых отходов. Реактор в Carpuccino, по сути, — газификатор, торчащий из багажника не хуже, чем Mr. Fusion на машине доктора Брауна. Кофейную массу подают в закрытый баллон, где она нагревается (на древесных углях) до 700 градусов Цельсия. Кофе разлагается, выделяя водород и монооксид углерода. Горючий газ поступает в большой радиатор на крыше автомобиля, где охлаждается. Затем смесь возвращается обратно в багажник — в двойной фильтр (циклон плюс пористый), который задерживает смолы и твёрдые частицы. Далее биогаз через длинный и извилистый "дымоход" поступает в моторный отсек и направляется в цилиндры ДВС, где и сгорает.
Схема энергетической установки Carpuccino: 1 – газификатор, 2 – радиатор, 3 – фильтры, 4 – "газопровод" (иллюстрация с сайта dailymail.co.uk).
Британцы рапортуют, что затраты необычного горючего на бросок Carpuccino по маршруту Лондон-Манчестер (примерно 337 км) эквивалентны 11 760 эспрессо. Фактически же это около 70 килограммов молотого кофе. Если бы его покупали в супермаркете, затраты составили бы от 910 до 1820 фунтов ($1400-2800 в зависимости от марки кофе), что в 25-50 раз больше, чем стоимость бензина, необходимого на тот же отрезок пути. К счастью, изобретатели и не собирались кормить своего подопечного столь дорогим продуктом: они договорились с известной сетью кофеен Costa Coffee о сборе отработанного кофе. Чем не альтернативный источник топлива? Единственное, что может омрачить радость владельца Carpuccino, — малый запас горючего на борту (останавливаться на заправку "кофемашина" вынуждена примерно каждые 50-70 километров), и необходимость в остановках для чистки фильтров (а это — каждые 96 км). И хотя те же самые 96 километров в час составляет максимальная скорость переделанного под кофе Scirocco, водитель такого чуда едва ли сможет рассчитывать на среднюю скорость выше 35 км/ч. Carpuccino, впрочем, ошибочно было бы считать чистым развлечением. Его изобретатели хотели наглядно показать, каковы возможности современных (и не очень) технологий в области необычных видов топлива. Что и как из этого выстрелит завтра — сказать сложно, но учёные из чего только не предлагают получать автомобильное топливо: из арбузов, шоколада, апельсинов, модифицированных деревьев и грибов. Можно долго рассуждать о стоимости горючего, о воздействии на окружающую среду циклов производства самых разнообразных вариантов биотоплива, о нехватке еды и массовом "перепрофилировании" полей и плантаций, которые люди ныне переводят из продовольственной в топливно-энергетическую сферу. В любом случае ясно одно: если завтра вдруг закончится нефть, останется масса возможностей для заправки своих железных коней. Ник Уотсон (Nick Watson), продюсер Bang goes the theory, говорит: "Кофе, как древесина или уголь, содержит углерод, так что вы можете использовать его в качестве топлива". Только кофе должен быть очень сухой, а вот марка не имеет значения, — добавил Ник. Разумеется, такое использование кофе, даже его отходов, не слишком перспективное дело, если говорить о массовом транспорте. Но смешной автомобильчик намекает на выход: схожий процесс газификации вполне может приспособить к делу и древесные отходы (вот этот уж источник топлива человечество апробировало давным-давно), и скорлупу от орехов, отходы сельского хозяйства и так далее, пишет membrana.ru.
|